Lida SHALYMINOVA (1964l) wrote,
Lida SHALYMINOVA
1964l

Categories:

Где в Москве снимали фильм "Вокзал для двоих"

Lida_shaliminova

Где в Москве снимали фильм "Вокзал для двоих"

Плакат фильма "Вокзал для двоих" 1982 года. Из Википедии.

Почему этот фильм не похож на другие картины Эльдара Рязанова? Правда ли, что вокзал снимали сразу в трёх местах, причём не только в столице? Где находился рынок, на котором главный герой пытался торговать дынями? А также - по какой площади каталась на тележке героиня Людмилы Гурченко? Об этом и не только расскажу сегодня. 

✂…</font>">

Несуществующая станция на существующем вокзале

"Вокзал для двоих" - необычное кино для своего времени. Оно вышло на экраны в 1982 году. А рассказанная #история не совсем характерна для фильмов Эльдара Рязанова. Режиссёр больше ассоциируется у широкого зрителя с комедийными картинами ("Старики-разбойники", "Ирония судьбы, или С лёгким паром", "Служебный роман"). Хотя сам Рязанов утверждал, что "Вокзал для двоих" - это завершение трилогии фильмов о любви (первые два указаны в скобках выше). Основная идея была показать, как два хороших, но невезучих человека находят друг друга в быстротечном ритме жизни.

Съёмки картины проходили не только в столице. На кадрах можно увидеть и Витебский вокзал в Санкт-Петербурге и Подмосковье (там находилась колония). Однако в этом материале будут только те локации, которые располагались в Москве. По сюжету, всё, что происходит большую часть фильма, это воспоминания главного героя - Платона Рябинина в исполнении Олега Басилашвили. Картины прошлого возникли в его голове по пути в соседнее с колонией село, где он должен был по поручению руководства учреждения забрать аккордеон.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982.

Главное место действия, конечно же, вокзал. Платон ехал на поезде из Москвы в Грибоедов, чтобы увидеться с больным отцом. На остановке в Заступинске он выходит из вагона, чтобы пообедать в столовой во время стояки поезда. Название, как и сам город, были выдуманными. А станционными декорациями послужили сразу две площадки. Начнём с первой - Рижского вокзала. Там снимали некоторые сцены на платформе, а также некоторые внутренние интерьеры.

Платформа поездов дальнего следования Рижского вокзала. Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982.

Вид на Рижский вокзал со стороны проспекта Мира. Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982.

Фотография со съёмочной площадке фильма "Вокзал для двоих" в интерьерах Рижского вокзала, 1981-1982. С сайта www.pastvu.com.

Вокзал появился в 1901 году. Его спроектировал архитектор Станислав Бржозовский. Хотя непосредственно работами руководил другой зодчий - Юлиус Дитрих. Строительство заказало правление Московско-Виндавской железной дороги. Поэтому во время открытия #рижский вокзал получил имя Виндавский. В честь города в современной Латвии, который теперь называется Вентспилс.

Рижский вокзал, 1901-1903. С сайта www.pastvu.com.

Зал I-II класса внутри здания вокзала, 1901-1907. С сайта www.pastvu.com.

Здание вокзала получилось не только красивым (в неорусском стиле), но и технически оснащённым. Здесь, например, была собственная подстанция. Она обеспечивала освещение на платформах и внутри вокзала. Интересно, что в дореволюционное время станция считалась одной из самых загруженных в Москве. Но спустя десятилетия всё изменилось. И сегодня она используется только для пригородных электричек. Современное название, Рижский, вокзал получил в 1946 году. До этого, на протяжении четырёх лет он именовался Ржевским. А ещё раньше - Балтийским.

Здание вокзала в 1940 году. Вид с будущего проспекта Мира. С сайта www.pastvu.com.

На Рижский вокзал также приезжали эшелоны с участниками Великой Отечественной войны, 1945. С сайта www.pastvu.com.

Рижский вокзал. Вид с проспекта Мира. Эстакады Третьего кольца не было. При её строительстве, кстати, снесли камеры хранения и некоторые другие помещения. Фото 1973 года с сайта www.pastvu.com.

Вид на Рижский вокзал уже с эстакадой Третьего кольца.

Платформа, ставшая вокзалом

Конечно, Рижский вокзал был очень красивым, ярким. Однако задумка Рязанова состояла в том, что Заступинск - это крупная станция. Здесь всегда должно было быть много проезжающих поездов и грузовых составов. Сделать это на Рижском вокзале было невозможно, потому что он заканчивается тупиком. Там нет сквозного движения. Поэтому некоторые сцены решили снимать в другом месте. Например, момент, когда Вера (Людмила Гурченко) провожает Платона на поезд ближе к концу фильма.

Пешеходный мост через платформу "Лосиноостровская".Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1981-1982. С сайта www.pastvu.com.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982.

В кадре мы видим платформу "Лосиноостровская" и пешеходный мост в районе Анадырского проезда. Когда-то эти территории были частью Подмосковного города Бабушкина. Он перестал существовать, когда местность включили в состав столицы после открытия МКАДа. Случилось это в 1960-м. Спустя четыре года дорога получила название Анадырский проезд. В честь города на Чукотке. В этой части Москвы в принципе много названий, которые связаны с историей Крайнего севера, его природой и освоением.

Платформа "Лосиноостровская", 1898-1910. С сайта www.pastvu.com.

Станция "Лосиноостровская", 1912-1917.

Если говорить о платформе "Лосиноостровская", то она является частью железной дороги, которая начинается от Ярославского вокзала. Она стала работать в 1862 году. Сперва поезда ходили только до Сергиева Посада, но со временем рабочие укладывали новые рельсы, продлевая дорогу всё дальше на север. В 1897 году поезда начали ездить из Москвы в Архангельск. Сегодня часть железной дороги до Александрова называется "Московской", дальше - уже "Северная". Возвращаясь к фильму, хочется отметить, что "Лосиноостровская" появлялась и в другой картине Эльдара Рязанова - "Служебный роман". Когда показывали, как Рыжова добирается на работу.

Платформа "Лосиноостровская", 1966-1967. С сайта www.pastvu.com.

"Лосиноостровская" в 2000 году. С сайта www.pastvu.com.

Платформа "Лосиноостровская", 2019. Фото отсюда: https://railwayz.info

Дынные спекулянты

События в фильме #вокзал для двоих развиваются быстро. Вот уже Платон Рябинин вынужден торговать дынями на рынке, став частью спекулятивной банды. Товар поставлял из Ташкента любовник Веры, проводник Андрей в исполнении Никиты Михалкова. В кадре мы видим прилавки около Тишинской площади. Там раньше действительно располагался одноимённый рынок. Сейчас это торговый центр "Тишинка" с разными магазинами.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982. С сайта www.pastvu.com.

Тишинский рынок. Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982.

Существует версия, что название "Тишинская" произошло от слова "тишина". Однако историки считают, что значение может не только отсылать нас к отсутствию шума, но и к спокойной местности. Возможно, здесь раньше было безопаснее, чем в некоторых других местах города. Также некоторые исследователи указывают, что название могло возникнуть от одноимённого кабака.

Тишинская площадь, 1928. С сайта www.pastvu.com.

Тишинский рынок, 1985-1986. С сайта www.pastvu.com.

Монумент "Дружба навеки" на Тишинской площади, 1983-1986. С сайта www.pastvu.com

Уже после съёмок фильма, в 1983 году, здесь появился монумент "Дружба навеки" в честь двухсотлетней годовщины присоединения Грузии к России (тогда #ссср ). Это, кстати, первая работа скульптора Зураба Церетели в Москве. Изначально торговали здесь сеном, а уже в советское время на прилавках в основном были разные овощи и фрукты.

По Таганской на тележке

Уже после сцены на рынке, где Вера помогает Платону продать дыни, герои отправляются на прогулку. Там героиня Людмилы Гурченко катается на тележке. В кадре появляется Таганская площадь . Вернее, вид с неё на Нижнюю Радищевскую улицу. Местность получила название по Таганской слободе. Там жили мастера, которые делали подставки для походных котлов (таганы). На протяжении истории площадь всегда являлась торговой. Здесь было много лавок с разными товарами.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих", 1982.

То же самое место, 1981. С сайта www.pastvu.com.

В 19 веке тут даже построили торговые ряды по проекту известного архитектора Осипа Бове. Они сохранялись до 1960-х годов, пока площадь не начали перестраивать и расширять. Сделать это хотели ещё по Генплану 1935 года, но помешала Великая Отечественная война. После Великой Победы о замысле снова вспомнили. Закончили работы в 1963-м. Тогда появился подземный автомобильный тоннель. А Таганская площадь стала широкой и запутанной. На протяжении многих лет она славится абсолютно неудачно планировкой.

Таганская площадь. Вид от современного ТЦ "Звёздочка" в сторону Нижней Радищевской улицы, 1910-1915. С сайта www.pastvu.com.

Торговые ряды на Таганской площади, 1912. С сайта www.pastvu.com.

Таганская площадь, 1954-1955. С сайта www.pastvu.com.

Таганская площадь, 1964. С сайта www.pastvu.com.

Таганская площадь с высоты. Фото отсюда: https://www.skyscrapercity.com

Даже для опытных водителей проезд через Таганскую площадь часто становится испытанием. Ведь можно свернуть не туда и окажешься по дороге в другой конец Москвы. Совсем не тот, куда нужно по маршруту. Зато с высоты площадь выглядит масштабно и в какой-то степени интересно.

На сегодня это всё!

Спасибо, что дочитали до конца:)

Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог. 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Tags: #вокзал, #история, #рижский, #ссср
Subscribe

promo 1964l march 10, 2019 15:08 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Информация для друзей Проект Sky Way Что-же предлагает нам компания SkyWay? Это возможность войти в долю прорывной транспортной технологии еще до выхода на рынок. Это инвестиции в транспортную отрасль, одну из самых объемных и востребованных в мире. Компания привлекает инвестиции…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments